С 1 января 2015 года  вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

       При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

      По новому закону, любой гражданин - пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома - сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить.
В каждом регионе  сформирован реестр поставщиков социальных услуг, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг.

Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная.
Кроме того, создается регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают. 
Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости.

      Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенному между поставщиком соц. услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы, в которой  будет прописан алгоритм, маршрут оказания помощи

      Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе.
 

Расширен перечень видов социальных услуг

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

социально-бытовыенаправлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту ;

социально-медицинские- направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья ;

социально-психологические- предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия ;

социально-педагогические- направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей ;

социально-трудовые- направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией ;

социально-правовые- направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг ;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов ;

срочные социальные услуги- обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги.

 

Получателями социальных услуг могут быть:

      Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

     Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;

невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;

отсутствие определенного места жительства;

отсутствие работы и средств к существованию;

наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан

 

Порядок расчета платы за получение социальных услуг:

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

- несовершеннолетние;

- лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

    Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом.

    Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Предельная величина среднедушевого дохода-

Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

 

Пример расчета

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме или в форме социального обслуживания на дому для одинокого пенсионера с месячным доходом в 14 тыс. руб.

Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.

Величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход),

Предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Амурской области по северным районам составляет 12477 руб. (Прожиточный минимум для пенсионера 8318 руб*1.5=12477 руб)

Максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(14 000 руб. - 12477 руб.) x 50% = 761, 5 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 761,5 руб.

 

Это значение изменится, если пенсионеру необходимо обслуживание в стационарной форме.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

14 000 руб. x 75% = 10500 руб.

Таким образом, тариф на социальное обслуживание в стационарной форме не может быть более 10500 руб. в месяц.

 

Порядок получения социальных услуг

Для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения. Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

        С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

        Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона).

Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

        После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

 

Основания для отказа в предоставлении социальных услуг

1) отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, предусмотренных статьей 15 Федерального закона № 442-ФЗ;

2) фактическое проживание гражданина за пределами Амурской области;

3) непредставление необходимых документов для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, за исключением документов, которые могут быть представлены гражданином по собственной инициативе;

4) наличие медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

5) представление недостоверных сведений и документов;

6) наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке.

Основанием для отказа в предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания может являться наличие при обращении у гражданина признаков алкогольного и (или) наркотического опьянения (устойчивый запах алкоголя, нарушения речи, координации движений, реакция глаз на свет (зрачки расширены), повышенная агрессивность, неадекватность поведения).

 

Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г.